Последние десятилетия музыкотерапия активно применяется в логопедии как метод улучшение речевых навыков у детей. Музыка состоит из специфических акустических волн – спектральных колебаний (пиков и спадов), которые имеют характеристики, сходные с базовыми элементами речи. Такое акустическое сходство и сходство обработки языка и музыки мозгом обосновали изучение влияния гармонично организованных звуков на языковые возможности ребенка. Нейрофизиологические исследования показали, что музыкальное обучение улучшает слуховые навыки и нейронные структуры мозга у детей с ранних лет. Его положительное влияние продолжается в течение всей жизни. Изменения происходят в основном в височной, лобной и теменно-затылочной областях коры головного мозга, то есть в тех зонах, которые отвечающих за язык и высшую нервную деятельность: память, внимание, обучение. Исследования выявили тесную связь между музыкальным обучением и улучшением развития детей.
На основе таких данных музыку начали применять как метод реабилитации пациентов с разными типами нарушений слуха и речи. Ее использование как части логопедической терапии и всеобщей детской реабилитации стало повсеместным. Есть разные способы музыкотерапии. В педиатрической практике распространена томатис-терапия, которая зарекомендовала себя, как действенная.
Как используется музыка для усовершенствования речи и языковых навыков по методу Томатис?
Томатис-терапия – это программа слуховых тренировок, которую ребенок проходит несколько раз через определенные промежутки времени. На занятиях происходит прослушивание музыки в оригинальных наушниках, имеющих дополнительно к слуховым датчик для костной проводимости звука. Программа обычно состоит из 4 пошаговых курсов, первый из которых самый длительный – пятнадцать дней, второй, третий и четвертый – по восемь. Каждое занятие проходит в течение двух часов. В период слуховых тренировок ребенок может играть или отдыхать.
В чем преимущества метода Томатис?
Музыкотерапия проводится разными способами: можно прослушивать музыку в записи или в реальном времени, через электронное ухо, которое обрабатывает и фильтрует звуки, прописанные индивидуально для ребенка на основе данных относительно его слуховых возможностей. Диагностику перед терапией и составлением соответствующей программы осуществляет сертифицированный специалист. Такой подход позволяет прицельно стимулировать недоразвитые или поврежденные области головного мозга, корректировать их взаимодействие с другими соответствующими зонами у конкретного ребенка. Эффективность программы обеспечивается использованием оригинального оборудования – аппарата Бессон.
Есть ли противопоказания к проведению томатис-терапии?
В редких случаях процедуру нельзя проводить. К ним относятся:
острые состояния (воспалительный процесс);
судорожная готовность;
обострение хронических заболеваний.
Музыкальные занятия можно использовать в контексте логопедической практики или в качестве дополнительной терапии при нарушениях психофизического развития ребенка, поскольку программа влияет на улучшение коммуникативных навыков. Метод Томатис продемонстрировал свою эффективность у детей с особенностями развития: расстройствами аутистического спектра, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, у детей с задержкой психоречевого развития.
Записывайтесь на томатис-терапию сейчас: заполняйте форму на сайте или звоните по номерам: 044 22 32 120, 066 22 32 120, 068 22 32 120