Мы продолжаем рассматривать особенности специализаций детских психологов и методы, которые они используют в своей работе. В этой статье речь будет идти о нейропсихологах.
В коррекции развития и поведения ребенка нейропсихологический подход относительно новый. Он базируется на научно доказанном факте, что развитие мозга имеет периодизацию, а формирование высших психических функций, таких как эмоции, память, поведение, мышление и речь, тесно связано с физическим развитием и сенсорными ощущениями, которые являются основой познавательных процессов. То есть, подвижная игра, музыка, танцы, пение – все это влияет на развитие высших психических функций из-за постоянного ритмического создания нейронных связей в мозге ребенка.
Все чаще в педиатрической практике встречается термин детский нейропсихолог, поэтому попробуем разобраться кто он, чем занимается и с какими детьми работает.
С детьми какого возраста работает нейропсихолог? Какие вопросы он решает?
Специалист по нейропсихологии работает с детьми всех возрастов, решая проблемы, присущие их возрастным группам.
С детьми младшего возраста – в случае задержки и усложненной речи, атаксии (расстройства координации движений), проблем с освоением чтения и арифметических действий, эмоциональных нарушений, истерик, плохого понимания вербальных (языковых) обращений.
Со старшими детьми – при усложненном воприятии информации, плохой памяти, нарушении внимания и мышления.
Если вам посоветовали обратиться к нейропсихологу, вы должны готовиться к первичной диагностической консультации, во время которой врач устанавливает состояние пациента и определяет дальнейшую этапность общения с ним. Специалист, обсуждая с родителями предварительное развитие ребенка, обращает внимание на то, как он двигается, рисует, пишет, сидит, удерживает внимание, воспринимает и анализирует вербальные (языковые) обращения, запоминает сказанное и т. д. То есть, нейропсихолог, основываясь на знаниях о работе мозга, тестирует ребенка и устанавливает степень соответствия его развития возрастным показателям нормы, определяет его слабые и сильные места. Выделив аспекты, требующие коррекции в связи с дефицитом развития, врач составляет индивидуальную программу занятий, направленную на улучшение проблемных процессов. Курс складывается на основе игр, движений, тактильных упражнений и сенсорных ощущений. Программа предусматривает определенное количество занятий, но ее структура не является устойчивой, она меняется в зависимости от достижений ребенка: может сокращаться или наоборот, продолжаться, в случае необходимости.
Нейросенсорные занятия могут быть не только индивидуальными, но и групповыми. В таком случае содержание курса складывается так, чтобы влиять на состояние детей поэтапно. Первые упражнения ориентированы на развитие зон мозга, которые отвечают за движения ребенка, как маленькие – «перебирание пальцами» и контроль движений, так и большие – координация, походка, бег. Из-за двигательной деятельности улучшаются нейрональные связи во всех зонах мозга. Это оказывает влияние на развитие высших психических функций. Путем постоянного приобретения и совершенствования навыков улучшается память, способность удерживать внимание и овладевать новыми знаниями, сдерживать и адаптировать эмоции и поведение.
Следует знать, что наиболее пластичным с точки зрения развития мозга является возрастной период от рождения до 5-6 лет. Поэтому, если ребенок имеет особенности развития, нарушения психоречевого развития, поведения или эмоций, то лучше обратиться к детскому психологу в возрасте от 2 до 6 лет. Старшие дети также могут заниматься с нейропсихологом, но потеря времени при задержках или особенностях развития является перспективно худшим вариантом для коррекции.
Сенсорная комната.
Нейропсихологические занятия для детей дошкольного возраста, как правило, проходят в сенсорных комнатах, представляющих собой помещение с оборудованием для стимулирующих упражнений. Это могут быть простые мягкие ступени, «тяжелое» одеяло, мячи, качели, «сенсорные» дорожки, цветные лампы и т. п. Детям нравятся занятия в таких комнатах, потому что они проходят в виде игры и мотивации к игровой деятельности.
Одним из важнейших аспектов коррекционной работы является вовлеченность родителей. Их роль особенно важна в закреплении достигнутых ребенком результатов, а именно в выполнении домашних задач от нейропсихолога. Это могут быть простые упражнения, но они нуждаются в родительском контроле. Такой подход позволяет закрепить результат и повысить эффективность работы, проводимой на занятиях, ведь развитие мозга ребенка – это в первую очередь систематическая тренировка через игру и коммуникацию.
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть психологические проблемы, не откладывайте их решение на завтра. Запишитесь на консультацию к нашему заботливому нейропсихологу прямо сейчас. Заполните форму на сайте или позвоните по номерам:
044 2232120, 068 2232120, 066 2232120.
Comments