В предыдущей статье мы рассматривали вопросы специализации детских психологов и основных проблем, которые они решают. В этой публикации мы продолжим рассмотрение темы, сосредоточив внимание на АВА-терапии. В современной психологической практике активно развиваются комбинированные методики, базирующиеся на коррекции изменений поведения и использовании мотивационных инструментов. Отдельное место среди них занимает АВА-терапия.
Кто такой ABA-терапевт?
Это специалист, работающий с детьми, у которых наблюдаются проблемы в развитии, поведении или обучении. АВА означает "Прикладной анализ поведения" (Applied Behavior Analysis) и является научно обоснованным подходом в изучении и изменении поведения.
Каким детям помогает АВА-терапевт?
К АВА-терапевту чаще обращаются родители детей с расстройствами спектра аутизма (РСА). Однако такая терапия может быть полезна и для детей с другими проблемами: задержкой развития речи, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), осложненной социализацией и т.п.
С какими запросами родители обращаются к АВА-терапевту? Родители обращаются к АВА-терапевту с разными запросами, например:
- проблемное поведение ребенка: частые истерики, агрессия, самоповреждение и т.д.;
- усложненное развитие коммуникации: наличие у детей проблем в общении, которые проявляются в том, что ребенок неправильно использует слова или вообще не разговаривает;
- усложненная социализация: наличие у детей проблем взаимодействия со сверстниками или взрослыми.
- проблемное обучение: сложности в усвоении новых навыков, таких как чтение, письмо или бытовые умения.
АВА-терапевт помогает родителям найти ответы на следующие основные вопросы:
- Почему ребенок ведет себя определенным образом?
- Как помочь ребенку развить новые полезные навыки?
- Как скорректировать нежелательное или уменьшить проблемное поведение?
- Как сделать, чтобы ребенок лучше усваивал знания и коммуницировал с окружающими?
Как работает терапевт АВА?
Работа специалиста по АВА-терапии происходит в несколько этапов: от анализа состояния до лечения пациента.
1. Оценка поведения.
На первом этапе работы терапевт оценивает поведение ребенка, наблюдая за тем, как он ведет себя в разных ситуациях. Это помогает понять причины особых поведенческих проявлений.
2. Разработка плана.
После оценки терапевт составляет индивидуальный план, ориентирующийся на достижение конкретных целей и основанный на использовании определенных методов работы, например, упражнений для развития навыков, изменения подхода к общению или управлению поведением.
3. Реализация плана.
АВА-терапевт работает с ребенком, помогая ему приобрести новые навыки или изменить нежелательное поведение, используя такие инструменты, как вознаграждение (например, похвалу или игру) за желаемое поведение. Постепенно задачи усложняются.
4. Сотрудничество с родителями.
Терапевт обязательно учит родителей, как правильно поддерживать прогресс ребенка на дому. Формируются соответствующие рекомендации, содержащие советы по реакции на поведение ребенка и помощи ему в обучении и общении.
АВА-терапия основывается на исследовании пациента. Врач постоянно собирает информацию о поведении ребенка и анализирует ее. Это позволяет понять, какие методы и инструменты более действенны и, соответственно, корректировать план дальнейшей работы. Если применяемый подход не дает результатов, терапевт его изменяет. Главная цель – помочь ребенку достичь максимальной самостоятельности и интеграции в общество. Таким образом, АВА-терапевт помогает детям с особыми потребностями научиться жить полноценной жизнью, развивать свои навыки и улучшать качество жизни всей семьи.
Когда и как можно ожидать результатов?
– Если ребенок сталкивается с серьезными эмоциональными травмами, поведенческими расстройствами или семейными конфликтами, работа может занять месяцы, а иногда и дольше.
- Младшие дети часто реагируют на терапию быстрее, из-за высокой пластичности мозга и способности быстро адаптироваться к новым условиям.
- Подростки, учитывая специфику своего возраста и возможное отсутствие доверия к взрослым, нуждаются в более длительной терапии.
- Еженедельные встречи помогают построить доверительные отношения и быстрее прогрессировать в терапии. Если встречи проходят редко, прогресс может быть замедленным.
- Когда родители активно вовлечены в процесс, наблюдаются более быстрые и заметные результаты.
– Вы можете начать наблюдать изменения в поведении или эмоциональном состоянии ребенка уже после нескольких первых сессий. Психолог будет регулярно обсуждать с вами прогресс, сообщая все аспекты результатов терапии.
Записывайтесь на прием к нашему заботливому АВА-терапевту: заполняйте форму на сайте или звоните по телефонам: 044 2232120, 068 2232120, 066 2232120.
Commentaires