Речь ребенка развивается под влиянием взрослых и окружающей среды и зависит от достаточной языковой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни малыша. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный и длительный процесс. Ребёнку необходимо научиться воспринимать обращённую к нему речь, управлять своими органами артикуляции и полноценно общаться.Безусловно, каждый ребенок индивидуален и его нормальное развитие не обязательно может соответствовать общепринятой возрастной норме речевого развития, но есть признаки, при которых следует обратиться к специалисту.
В возрасте до 3 лет к логопеду нужно обратиться обязательно, если:
возможен наследственный фактор (кто-либо из родителей поздно заговорил или имеет дефекты речи, слуха);
у малыша имеются проблемы со слухом, зрением;
детский хирург или стоматолог диагностировал короткую уздечку языка;
малыш старше года не понимает обращенную к нему речь; не выполняет, по просьбе взрослых, действий с предметами;
ребенку поставлен диагноз другими специалистами, при котором нарушен тонус артикуляционных или других скелетных мышц (ДЦП и др);
диагностировали задержку речевого развития или умственную отсталость;
Ребенок не говорит в два-три года фразами, предложениями
От 3 до 5 если ребенок:
говорит неразборчиво и непонятно для окружающих;
переставляет местами и «глотает» слоги, «съедает» окончания;
постоянно путает падежи;
плохая память;
не в силах связно описать картинку, выстроить последовательность действий;
многие звуки произносит мягко (словно сюсюкает) или, наоборот, твердо (как будто говорит с акцентом);
произносит «р» на французский манер (грассирует)
имеет нарушение темпа, ритма речи (запинки, ускорения, замедления).
После 6: присутствует нарушение письма, чтения.Логопедические занятия для детей имеют большие возможности для своевременного предупреждения и устранения речевых проблем.К числу болезней, которыми занимается логопед, относятся:
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем);
дислалия (нарушение в произношении звуков);
дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы);
ринолалия (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата);
общее недоразвитие речи (нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической));
афазия (системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга);
алалия (недоразвитие речи вследствие повреждения речевых зон коры головного мозга);
логоневроз (заикание);
нарушения голоса (дисфония,фонастения,афония);
нарушения письма, чтения (дисграфия, дислексия).
Процесс лечения индивидуален, может занимать от 1 месяца до года и больше (со сложными пациентами). Болезнь лучше предупредить, с помощью ранней диагностики (консультации), чем ее лечить в более старшем возрасте!
Ваш детский врач