Каждый ребенок имеет свои индивидуальные темпы развития. Здоровый во всех отношениях малыш должен наряду с адекватным физическим развитием иметь соответствующее его возрасту развитие моторики, психики и речи. В случае, если ребенок отстает от нормы, педиатры называют проблему задержкой развития. Диапазон показателей нормы достаточно широк, поэтому родителям полезно знать соизмеримые с возрастом основные навыки развития.
Большинство задержек развития не являются серьезными, и дети, как правило, наверстывают упущенное, особенно если проблему замечают своевременно. Существуют разные типы задержки развития. У детей могут быть проблемы с:
Языком или речью
Движениями или моторными навыками
Эмоциональными и социальными навыками
Мыслительной сферой
Если Вы задаетесь вопросом, отстает ли ваш малыш эмоционально, психически или физически, не упускайте время и немедленно обратитесь к своему педиатру.
Наиболее распространенным типом задержки развития является речевое отставание. В речевом развитии разделяют проблемы речи и языка. Речь – это звуки, которые произносит ребенок. Дети, у которых есть задержка речи, могут заикаться или испытывать другие затруднения, но изложение в целом у ребенка правильное. Язык относится к значениям звуков и жестов. У детей с языковыми проблемами могут возникнуть проблемы с выражением себя или пониманием других.
Возможные причины задержки речевого развития:
Проблемы с языком у ребенка или ротовой полостью, что затрудняет формирование звуков и слов
Потеря слуха. У детей, которые часто болеют отитами могут возникнуть проблемы со слухом
Обучающая инвалидность
Нарушения развития, такие как детский церебральный паралич или расстройства аутистического спектра
Что необходимо делать в случае задержки речевого развития?
Прежде всего необходимо проверить слух. При хорошем слухе, возможно, педиатр предложит консультацию детского логопеда, который может диагностировать и корректировать эти проблемы. Логопед разберется как выражается ребенок, в том числе:
Что он понимает
Что он может сказать
Либо определит другие способы, с помощью которых ребенок пытается передавать свои мысли, например, жесты
Если у ребенка есть задержка речевого развития, то помимо работы логопеда родители также могут заниматься с ребенком самостоятельно:
Говорить с ним в течение дня. Проговаривать слова и звуки дома, в машине или в любом другом месте. Задавать вопросы и отвечать на них.
Ежедневно читать ребенку
В случае если есть проблема снижения слуха на фоне частых отитов, немедленно этим заняться
Большинство детей достигают речевых и языковых этапов в определенном возрасте.
К 3 годам дети как правило:
Говорят краткие предложения, могут назвать части тела и говорить о предметах во множественном числе.
К 4 годам дети как правило:
Могут рассказать простую историю и вспомнить короткие детские рифмы
Использовать предложения, состоящие из пяти слов
Правильно использовать «я» и «мы»
К 5 годам ребенок как правило:
Может понимать команды из двух частей с предлогами («под» или «над»)
Может назвать свои имя и фамилию
Может использовать множественное число или прошедшее время правильно
Задавать такие вопросы, как «почему?» или «кто?».
Рассказать о том, чем он занимался в течение дня
Если ребенок теряет речевые навыки, которыми он уже овладел, немедленно обращайтесь к специалистам центра нейропедиатрии!
Ваш детский врач.