top of page

Задержка развития речи ребенка в возрасте 3-5 лет

затримка розвитку

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные темпы развития. Здоровый во всех отношениях малыш должен наряду с адекватным физическим развитием иметь соответствующее его возрасту развитие моторики, психики и речи. В случае, если ребенок отстает от нормы, педиатры называют проблему задержкой развития. Диапазон показателей нормы достаточно широк, поэтому родителям полезно знать соизмеримые с возрастом основные навыки развития.


Большинство задержек развития не являются серьезными, и дети, как правило, наверстывают упущенное, особенно если проблему замечают своевременно. Существуют разные типы задержки развития. У детей могут быть проблемы с:

  • Языком или речью

  • Движениями или моторными навыками

  • Эмоциональными и социальными навыками

  • Мыслительной сферой


Если Вы задаетесь вопросом, отстает ли ваш малыш эмоционально, психически или физически, не упускайте время и немедленно обратитесь к своему педиатру.


Наиболее распространенным типом задержки развития является речевое отставание. В речевом развитии разделяют проблемы речи и языка. Речь – это звуки, которые произносит ребенок. Дети, у которых есть задержка речи, могут заикаться или испытывать другие затруднения, но изложение в целом у ребенка правильное. Язык относится к значениям звуков и жестов. У детей с языковыми проблемами могут возникнуть проблемы с выражением себя или пониманием других.


Возможные причины задержки речевого развития:

  • Проблемы с языком у ребенка или ротовой полостью, что затрудняет формирование звуков и слов

  • Потеря слуха. У детей, которые часто болеют отитами могут возникнуть проблемы со слухом

  • Обучающая инвалидность

  • Нарушения развития, такие как детский церебральный паралич или расстройства аутистического спектра


Что необходимо делать в случае задержки речевого развития?

Прежде всего необходимо проверить слух. При хорошем слухе, возможно, педиатр предложит консультацию детского логопеда, который может диагностировать и корректировать эти проблемы. Логопед разберется как выражается ребенок, в том числе:

  • Что он понимает

  • Что он может сказать

  • Либо определит другие способы, с помощью которых ребенок пытается передавать свои мысли, например, жесты


Если у ребенка есть задержка речевого развития, то помимо работы логопеда родители также могут заниматься с ребенком самостоятельно:

  • Говорить с ним в течение дня. Проговаривать слова и звуки дома, в машине или в любом другом месте. Задавать вопросы и отвечать на них.

  • Ежедневно читать ребенку

  • В случае если есть проблема снижения слуха на фоне частых отитов, немедленно этим заняться


Большинство детей достигают речевых и языковых этапов в определенном возрасте.

К 3 годам дети как правило:

  • Говорят краткие предложения, могут  назвать части тела и говорить о предметах во множественном числе.


К 4 годам дети как правило:

  • Могут рассказать простую историю и вспомнить короткие детские рифмы

  • Использовать предложения, состоящие из пяти слов

  • Правильно использовать «я» и «мы»


К 5 годам ребенок как правило:

  • Может понимать команды из двух частей с предлогами («под» или «над»)

  • Может назвать свои имя и фамилию

  • Может использовать множественное число или прошедшее время правильно

  • Задавать такие вопросы, как «почему?» или «кто?».

  • Рассказать о том, чем он занимался в течение дня


Если ребенок теряет речевые навыки, которыми он уже овладел, немедленно обращайтесь к специалистам центра нейропедиатрии!


Ваш детский врач.

0 просмотров

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page