top of page

Задержка речи

Затримка мови

Задержка речи у детей встречаются все чаще. Как действовать родителям с первых лет жизни и нужно ли обращаться к детскому неврологу, логопеду и другим специалистам разберемся подробнее.


Расстройства развития речи или дисфазии развития можно условно разделить на:


  1. Истинная дисфазия, наиболее распространенное расстройство – например: ребенок 2-летнего возраста, говорит лишь несколько слов, или нарушено произношение звуков, в то время когда понимание языка в норме или выше. характеристики умственного развития в норме, ребенок эмоционально и социально отлично взаимодействует с другими.

  2. Тяжелая экспрессивная задержка – когда ребенок плохо говорит или не говорит совсем, однако понимает язык, в его собственном языке почти отсутствуют согласные звуки.

  3. Смешанная форма задержки – ребенок, как правило, говорит мало, а когда говорит, то в большинстве случаев есть короткие фразы в телеграфном стиле, речь нечеткая. В большинстве случаев понимание языка тоже страдает.

  4. Атипичные формы. Дети не понимают язык.

  5. Общая задержка языка – дети говорят и понимают язык других, но как младшие дети. Этот диагноз может быть поставлен с 2,5 лет.

  6. аутистический мутизм - этот синдром наблюдается у детей, которые говорят с большим количеством эхолалий (повторений) и путают "я" - "ты". Такие нарушения вносят свой вклад в формирование аутистического поведения

  7. Нарушение речи при аутистических расстройствах.

  8. Расстройства развития артикуляции.

  9. Нарушение скорости речи: заикание, остановка.

  10. Другие редкие расстройства языка – обеднение языка, обратное развитие речи при аутистических проявлениях, селективный мутизм.


До сих пор встречается мнение, что обследовать ребенка до определенного периода жизни нет смысла. Однако сегодня доказано, чем раньше будет определена причина задержки, тем более эффективной будет лечение. Обследование проводится для того, чтобы понять природу задержки и спрогнозировать дальнейшее развитие речи.


Язык ребенка формируется с первых месяцев жизни. Гуление и лепет являются первыми проявлениями речевого развития, а первые слова произносятся в возрасте 9-12 месяцев жизни. Если нет вышеприведенных проявлений, то такое развитие должно настораживать. В первую очередь нужно провести обследование слуха и обратиться к детскому неврологу.


Врач определяет семейно-наследственную природу расстройства, внешние факторы, что важно с точки зрения содействия успешному лечению и назначает обследование: традиционно диагностические методы (электроэнцефалограмма (ЭЭГ), компьютерная томография головного мозга (КТ), магнитно резонансная томография). В половине случаев не обнаруживается каких-либо причин.


Для выбора лечения большое значение имеют аспекты овладения языком, а именно его восприятие. У многих детей с задержкой речевого развития имеются нарушения слухового восприятия. По этой причине может страдать понимание речи. Недостаточное понимание языка влияет как на его содержание речи, так и на качество.


Задержка речи у ребенка может являться сопутствующим проявлением неврологического или нейропсихологического расстройства. Это дети с нейропсихиатрическими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), синдром Туретта, депрессия, умственная отсталость, шизофрения. Амстердамское общество по изучению дисфазии развития для направления к специалисту применяет следующее: ребенок, который в 2 года не говорит отдельные слова, имеет отклонения в речевом развитии, а потому направляется на обследование.


Другим показанием для обследования есть наличие атипичных форм отставания в психическом развитии, аутистические и препсихотические симптомы, а также трудности в чтении, если в истории ребенка есть признаки дисфазии развития.


Следовательно, если у ребенка есть задержка речевого развития и критерии, указывающие на расстройства развития, ребенок нуждается в обследовании у детского невролога, логопеда и других специалистов независимо от возраста.


Ваш педиатр

0 просмотров

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page