В последние годы заметно растет количество нарушений психического развития и речи у детей. Родители все чаще сталкиваются с трудностями в обучении, социализации и поведении. Нередко выявляется задержка развития. И если раньше такие проблемы решал психолог, то сейчас специалисты пришли к тому, что параллельно ребенка должен обследовать и невролог. Детская неврология как наука активно развивается и современный специалист рассматривает связь между проблемами в поведении и обучении ребенка уже на неврологической основе.
К неврологу следует обратиться, если у ребенка есть следующие нарушения поведения /развития:
расстройства памяти и внимания
задержка развития речи
нарушение обучения
аутистические особенности (нарушение социальных контактов)
особые поведенческие расстройства (агрессивное поведение, замкнутость, эмоциональные перепады)
Особые поведенческие расстройства занимают отдельное положение. С ними лучше обращаться к неврологу, который занимается диагностикой и лечением наследственных заболеваний нервной системы. Невролог такого профиля поможет определить у ребенка заболевание, вызванное повреждением на генетическом уровне.
Если у ребенка есть особенности в поведении или трудности с простыми школьными навыками: письмом, речью, коммуникацией с одноклассниками, следует провести нейропсихологическое и логопедическое обследование, а также обратиться за консультацией к детскому психиатру. Это поможет не только ребенку, но и родителям, они ведь узнают, чего можно ожидать.
Есть ряд симптомов, которые выглядят как простое нарушение поведения, но на самом деле могут говорить о функциональных нарушениях головного мозга или органической патологии. Это агрессивное поведение, энурез, энкопрез, головные боли, нарушение сна. Их могут усугублять негативное в отношении ребенка окружение, проблемы в семье, неблагоприятные жизненные ситуации. При этом большое количество этих состояний подвергается медикаментозному лечению.
Следует помнить, что и в детском возрасте встречаются тревога, панические расстройства, навязчивый страх и депрессии. Да, страх школы может быть вовсе не проявлением плохого поведения, а проявлением тревожного расстройства, депрессии, трудностей обучения или следствием плохих отношений с учителем.
Есть особая группа детей, которых достаточно наблюдать у психиатра без участия невролога. Это дети с нарушениями контакта, расстройствами поведения и психозами. Однако если есть основания предполагать, что симптомы могут быть вызваны неврологическими заболеваниями: эпилепсией, расстройствами развития, интоксикацией, следует назначить обследование у невролога.
Таким образом, неврологическое и нейропсихологическое обследование фокусируется на нарушениях развития ребенка и помогает понять причины проблем с поведением.
С любовью,
команда "Педиатр и Я"
Comments