Логопед и логопед-дефектолог: в чем разница?
- pediatriia
- 24 часа назад
- 2 мин. чтения
Обновлено: 8 часов назад

Ваш ребенок путает звуки, пропускает слоги или избегает общения? А может, ему трудно выражать свои мысли словами или понимать более сложные предложения? Такие трудности встречаются чаще, чем кажется. В подобных ситуациях родители обращаются к логопеду. Но нередко возникает вопрос: а кто такой логопед-дефектолог и чем он отличается от «обычного» логопеда? Давайте разберемся простыми словами.
Речевые нарушения у детей могут иметь различные причины. Условно их можно разделить на две группы.
Первая группа – дети, которые испытывают трудности только с речью, но развиваются психически в пределах нормы.
Например:
🔹 нечеткое произношение отдельных звуков или слогов;
🔹 ограниченный словарный запас;
🔹 сложность в понимании длинных и сложных предложений.
Вторая группа – дети, у которых речевые нарушения сочетаются с особенностями психического развития.
У них могут быть:
🔹 задержка развития памяти, внимания, мышления;
🔹 более медленное формирование навыков, чем у сверстников;
🔹 специфические особенности познания.
В таких случаях логопед работает вместе с командой других специалистов: нейропсихологом, эрготерапевтом, АВА-терапевтом.
Логопед и логопед-дефектолог: что нужно знать?
Часто эти термины путают, но между ними есть разница. Логопед сосредотачивается на развитии и совершенствовании речевых навыков. Логопед-дефектолог работает шире: он занимается и произношением, и диагностикой более сложных речевых и коммуникативных нарушений, а также проблемами с глотанием.
Что входит в работу логопеда-дефектолога?
- коррекция нарушений артикуляции (нечеткое произношение звуков и слов);
- помощь при заикании;
- работа с речевыми расстройствами (трудности с пониманием или использованием речи);
- развитие социальной коммуникации (умение поддерживать разговор, понимать эмоции других);
- помощь при когнитивно-коммуникативных трудностях;
- работа с нарушениями глотания.
Примеры распространенных трудностей, с которыми работает логопед:
— Артикуляционные нарушения: ребенка трудно понять, он искажает звуки, пропускает слоги. Это может быть дислалия (неправильное произношение при нормальном слухе) или дизартрия (нарушение из-за проблем с нервной системой).
— Заикание (логоневроз): сбой в ритме речи — ребенок повторяет слоги, останавливается на полуслове.
— Социальные трудности в общении: сложно поддерживать диалог, понимать эмоции собеседника, правильно использовать речь в разных ситуациях.
— Нарушение глотания (дисфагия): затрудненное глотание, которое может приводить к проблемам с питанием и даже дыханием.
Методы работы логопеда и логопеда-дефектолога
Специалисты используют различные методики, в зависимости от потребностей ребенка. Среди них:
🔸 Артикуляционная терапия – упражнения для правильного произношения звуков.
🔸 Развитие речевых навыков – игры, рисунки, книги, предметы для стимулирования речи.
🔸 Голосовая терапия – упражнения для укрепления голоса.
🔸 Когнитивно-коммуникативная терапия – задания для развития памяти, внимания, мышления.
🔸 Терапия глотания – стратегии и упражнения для безопасного и эффективного глотания.
Когда речь идет о развитии ребенка, важных «мелочей» не существует. Иногда достаточно нескольких занятий с логопедом, чтобы ребенок заговорил четче и увереннее. В других случаях требуется помощь логопеда-дефектолога и всей команды специалистов.
Главное — не оставлять трудности без внимания. Чем раньше ребенок получит поддержку, тем легче и быстрее он преодолеет речевые барьеры. Помните: за каждым «р» или «ш», которое еще не звучит, стоит большой потенциал вашего ребенка. Задача логопеда — помочь этому потенциалу раскрыться.
Записывайтесь на консультацию логопеда уже сейчас: заполняйте форму на сайте или звоните по телефонам: 044 22 32 120, 066 22 32 120, 068 22 32 120.