top of page

Этапы развития ребенка

Етапи розвитку дитини

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. При этом любой этап развития имеет временные ограничения, которые принято называть возрастной нормой. Темпы роста и быстрота многочисленных процессов в организме ребенка достаточно высоки. Каждый новый шаг в становлении здоровой личности является фундаментом для следующего.


Чтобы вовремя успеть заметить и откорректировать возможные отклонения, врачи и психологи используют термин «норма». Проверьте, насколько гармонично развитие Вашего ребенка с помощью представленных возрастных критериев.


То, как Ваш ребенок играет, учится, говорит и действует, дает нам важные сведения о том, как он развивается. Показатели развития – это то, что большинство детей может делать в определенном возрасте.


Этапы развития ребенка


2-х месячный ребенок


Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 3 месяца. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о том, чего добился малыш и о том, что он должен добиться.


Что делает ребенок в этом возрасте?


В социальной и эмоциональной сферах

  • улыбается людям

  • может самостоятельно успокоиться на короткое время (кладет пальцы себе в рот и сосет ручку)

  • пытается посмотреть на своих родителей


В сфере речи и общения

  • гулит (это звучит как ворканье или щебетание)

  • поворачивает голову на звук


В познавательной сфере (обучение, мышление)

  • заинтересован в лицах

  • начинает следить глазами и узнавать людей на расстоянии

  • начинает демонстрировать скуку, если действия не изменяются (крик, беспокойство)


В области моторного и физического развития

  • лежа на животе, может удерживать головку и пытаться отталкиваться

  • лежа на спинке, делает хаотические движения ручками и ножками


Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
  • Не реагирует на громкие звуки

  • Не следит глазами за движущимся предметом

  • Не улыбается людям

  • Не кладет руки себе в рот

  • Не может держать голову, когда пытается оттолкнуться, лежа на животе



4-х месячный ребенок


Отметьте показатели развития, которые вы можете видеть у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 5 месяцев. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.


Что делают дети в этом возрасте?


В социальной и эмоциональной сферах

  • улыбается спонтанно, особенно в присутствии других людей

  • любит играть с людьми и даже начинает плакать, когда игры закончены

  • копирует некоторые движения и мимику лица, например, улыбаясь или нахмурившись


В сфере речи и общения (обучение, мышление)

  • дает Вам понимание счастья или грусти

  • отвечает на проявление своей любви и привязанности

  • пытается самостоятельно найти игрушку

  • координирует руки и глаза, например, в игре может закрывать лицо руками

  • следит за тем, что двигается, переводя взгляд из стороны в сторону

  • внимательно смотрит на лицо

  • узнает знакомые предметы и людей издалека


В сфере моторного и физического развития

  • держит голову неподвижной, не нуждается в поддержке

  • отталкивается ногами, когда они оказываются на жесткой поверхности

  • может самостоятельно перевернуться с животика на спинку

  • может держать игрушку и трясти ею, ударять по висящим игрушкам

  • засовывает ручки в рот

  • лежа на животе может подняться на локтях


Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
  • Не следит взглядом за предметами

  • Не улыбается людям

  • Не может уверенно держать голову

  • Не лепечет

  • Не тянет вещи в рот

  • Не отталкивается ножками, когда они упираются в жесткую поверхность

  • С трудом вращает глазами по всем направлениям



6-ти месячный ребенок


Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 7 месяцев. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.


Что делают дети в этом возрасте?


В социальной и эмоциональной сферах

  • узнает знакомые лица и замечает, если кто-то неизвестен

  • любит играть с другими, особенно с родителями

  • отвечает на эмоции других людей и обычно демонстрирует радость и счастье

  • нравится смотреть в зеркало


В сфере речи и общения

  • копирует звуки

  • объединяет несколько громких, когда лепечет («а», «е», «о») и любит это делать с родителями

  • реагирует на свое имя

  • создает звуки, чтобы показать радость или недовольство

  • начинает произносить согласные звуки (бормочет звуки «м», «д» или «б»)


В когнитивной сфере (обучение, мышление)

  • тянет вещи в рот

  • переводит предметы из одной руки в другую

  • показывает обеспокоенность и пытается дотянуться до вещей, выходящих за пределы ее доступа

  • обозревает вещи вокруг себя


В области моторного и физического развития

  • переворачивается с животика на спинку и назад

  • начинает сидеть без поддержки со стороны взрослого

  • когда ставят на ножки, то опирается на них и может даже прыгать

  • качается назад и вперед, иногда ползет сначала назад, а затем вперед


Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
  • Не пытается ухватить вещи, которые находятся в пределах досягаемости

  • Не проявляет приверженности тем, кто заботится о ней

  • Не реагирует на окружающие звуки

  • Испытывает трудности с прикосновениями ко рту

  • Не произносит громкие звуки («a», «e», «o»)

  • Не переворачивается в любом направлении

  • Не смеется или не получает удовольствия от приятных для нее вещей

  • Выглядит жестким и с напряженными мышцами

  • Выглядит бессильным, вялым, бездейственным



9-ти месячный ребенок


Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 10 месяцев. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.


Что делает ребенок в этом возрасте?


В социальной и эмоциональной сферах:

  • может бояться незнакомых людей

  • может цепляться за знакомых взрослых

  • есть любимые игрушки


В области речи и общения

  • понимает слово «нет» или «нельзя»

  • произносит много разных звукосочетаний, таких как «ма-ма-ма-ма» и «да-да-да-да-да»

  • копирует звуки, которые произносят другие люди

  • указательный жест (использует указательный пальчик для указания на предмет)


В когнитивной сфере (обучение, мышление)

  • просматривает путь падения вещей

  • ищет взглядом то, что Вы прячете

  • может отыскать Ваше лицо, спрятанное за Вашими руками или салфеткой, играет в «ку-ку»

  • тянет вещи в рот

  • переводит предметы из одной руки в другую

  • берет О-образные вещи указательным и большим пальцем


В сфере моторного и физического развития

  • стоит, держась за опору

  • может самостоятельно садиться

  • уверенно сидит без поддержки

  • отталкивается, держась за опору, чтобы встать

  • ползает


Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
  • Не стоит с помощью опоры

  • Не садится без посторонней помощи

  • Не лепечет («мама», «баба», «папа»)

  • Не играет ни в какие игры, включая игру «я – теперь ты, теперь снова я, теперь снова ты»

  • Не отзывается на свое имя

  • Кажется, что не узнает знакомых людей

  • Не смотрите туда, куда вы показываете

  • Не перекладывает игрушки из одной руки в другую



Ребенку 1 год


Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, когда ему исполнился 1 год. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.


Что делает ребенок в этом возрасте?


В социальной и эмоциональной сферах:

  • действует со стеснительностью или нервничает в присутствии незнакомых людей

  • плачет, когда мама или папа уходят

  • выделяет любимые вещи и людей

  • проявляет страх в некоторых ситуациях

  • подает книгу, когда хочет услышать рассказ

  • повторяет звуки или действия, чтобы привлечь внимание

  • поднимает ручку или ножку, чтобы помочь взрослому себя одеть

  • прячется, играет в «ку-ку»


В сфере речи и общения

  • понимает, когда просят сделать что-то простое

  • использует простые жесты, такие как качание головой из стороны в сторону, чтобы сказать «нет» или машет ручкой, чтобы сказать «до свидания»

  • произносит звуки с изменениями интонации (имитируя взрослого)

  • произносит «мама», «папа» и возгласы типа «о-о»

  • пробует копировать слова


В когнитивной сфере (обучение, мышление)

  • совершает различные манипуляции с предметами (трясет, ударяет или бросает)

  • легко находит спрятанные предметы

  • реагирует взглядом на название предмета или его изображение

  • копирует жесты

  • начинает использовать вещи по назначению, например, пить из чашки, расчесывать волосы.

  • помещает вещи в емкость, вынимает их из нее

  • самостоятельно подает предметы

  • обращает внимание на предметы указательным жестом (показывает указательным пальчиком)

  • придерживается простых инструкций, таких как «подать, поставить игрушку»


В сфере моторного и физического развития

  • самостоятельно принимает сидячее положение по любым положениям без посторонней помощи

  • отталкивается, чтобы встать; ходит, держась за стены, мебель

  • может сделать несколько шагов без поддержки

  • может самостоятельно стоять


Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
  • Не ползает

  • Не стоит с поддержкой

  • Не ищет вещи, которые Вы прячете

  • Не говорит простых слов типа «мама» или «папа»

  • Не учитесь использовать жесты, такие как махание ручкой или кивание головой

  • Нет указательного жеста

  • Утратил навыки, которые предварительно приобрел



Ребенку 18 месяцев (1,5 года)


Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка до того, как ему исполнилось 18 месяцев. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.


Что делает ребенок в этом возрасте?


В социальной и эмоциональной сферах

  • любит отдавать вещи другому, как игра

  • могут появиться истерики

  • может бояться незнакомых людей

  • проявляет любовь к знакомым людям

  • игра содержит элементы простого подражания, например, кормление куклы

  • может придираться к знакомому человеку в новых ситуациях или в присутствии незнакомых людей

  • пользуется указательным жестом, чтобы показать другим людям что-нибудь интересное

исследует пространство самостоятельно, но в близком присутствии родителей


В сфере речи и общения

  • может называть отдельные слова

  • говорит слово «нет» и отрицательно качает головой

  • пользуется указательным жестом, чтобы показать взрослому, что она хочет


В когнитивной сфере (обучение, мышление)

  • знает значение общих вещей; например, телефон, кисточка, ложка

  • знает и показывает части тела по имени их взрослым

  • использует указательный жест, чтобы привлечь внимание взрослого

  • проявляет интерес к кукле или игрушечным животным с целью накормить

  • рисует «каляки-малыши»

  • может следовать одноступенчатым устным инструкциям, не сопровождающимся жестом; например, садится, когда слышит «садись»


В области моторного и физического развития

  • самостоятельно ходит

  • может тянуть на веревочке предметы, когда ходит

  • может подниматься по лестнице и бегать

  • помогает себя раздевать

  • самостоятельно пьет из чашки

  • ест с помощью ложки


Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
  • Не пользуется указательным жестом, чтобы показывать что-либо другим людям

  • Не ходит самостоятельно

  • Не знает для чего служат простые вещи (ложка, ручка)

  • Не подражает, не копирует других людей

  • Не появляются новые слова

  • Не произносит минимум 6-ти слов

  • Похоже, что ребенок не замечает или ему все равно, когда приходит или идет человек, заботящийся о нем (родители, воспитатель)

  • Утратил навыки, которые предварительно приобрел



Ребенку 2 года


Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, когда ему исполнилось 2 года. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.


Что делает ребенок в этом возрасте?


В социальной и эмоциональной сферах

  • копирует других людей, особенно знакомых взрослых и детей

  • переживает, когда рядом другие незнакомые дети

  • показывает, что становится все более независимым

  • демонстрирует непослушание (делает то, что сказали не делать и наоборот)

  • начинает включать других детей в свои игры, например, кормить кукол или бегать в догонялки, взаимодействовать с предметами


В сфере речи и общения

  • указывает на предметы и иллюстрации под их названием

  • знает части тела и имена знакомых людей

  • говорит фразами из 2-4-х слов

  • следует простым инструкциям

  • повторяет слова, которые слышала в любом разговоре

  • указывает на предметы, которые появляются в книге в процессе пролистывания страниц


В когнитивной сфере (обучение, мышление)

  • находит вещи, даже если они спрятаны под 2-3 листами бумаги, слоями ткани

  • начинает сортировать предметы по форме и цвету

  • дополняет фразы и рифмы рассказов, которые ей уже знакомы

  • в игре начинают появляться элементы воображения

  • строит башню из 4 и более блоков

  • использует проводящую руку чаще, чем другую

  • выполняет инструкции в 2 этапа, такие как «подними обувь и положи ее на место»

  • называет иллюстрации в книгах, такие как кошка, птица или собака


В области моторного и физического развития

  • может стоять на носочках

  • может ударить по мячу ногой

  • свободно бегает

  • заползает и сползает на / из низкой мебели без посторонней помощи

  • поднимается и опускается по лестнице, держась за перила

  • бросает мячик, заводя руку за голову

  • рисует или копирует прямые линии и круги


Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
  • Не использует простые фразы

  • Не знает, что делать с такими вещами как карандаш, телефон, мячик или ложка

  • Не подражает действиям или словам

  • Не следует простым инструкциям

  • Утратил навыки, которые предварительно приобрел



Ребенку 4 года


Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, когда ему исполнилось 4 года. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.


Что делает ребенок в этом возрасте?


В социальной и эмоциональной сферах

  • получает удовольствие от новых вещей, занятий, открытий

  • играет в «дочки-матери»

  • проявляет все больше фантазии в играх

  • любит играть с другими детьми больше, чем в одиночестве

  • умеет играть в команде, в сотрудничестве с другими

  • часто не может отличить вымысел от реальности

  • говорит о том, что ей нравится и что ее интересует


В сфере речи и общения

  • знает некоторые правила грамматики, например, правильное использование местоимений «он» и «она»

  • поет маленькие песенки и рассказывает короткие стишки наизусть

  • любит рассказывать истории

  • называет свое имя и фамилию


В когнитивной сфере (обучение, мышление)

  • называет некоторые цвета и цифры

  • понимает идею счета

  • начинает ориентироваться во времени

  • может вспомнить отрывки, части истории

  • понимает значение слов «одинаковые» и «разные»

  • рисует человека из 2-4 частей тела

  • умеет пользоваться ножницами

  • может скопировать некоторые прописные буквы

  • может играть в настольные игры

  • сообщает, что, по ее мнению, произойдет далее в книге


В области моторного и физического развития

  • прыгает и держится на одной ноге до 2-х секунд

  • количество «пойманных» мячей превышает количество «не пойманных»

  • наливает напитки, перемешивает, режет (в присутствии воспитателя или взрослого) пищу


Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
  • Не использует простые фразы (например, «Я пью молоко»)

  • Не знает, что делать с такими вещами как карандаш, телефон, мячик или ложка

  • Не подражает действиям или словам

  • Не следует простым инструкциям

  • Утратил навыки, которые предварительно приобрел



Ребенку 5 лет


Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, когда ему исполнилось 5 лет. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.


Что делает ребенок в этом возрасте?


В социальной и эмоциональной сферах:

  • хочет угодить друзьям

  • хочет походить на друзей

  • более охотно соблюдает правила

  • любит двигаться, петь и танцевать

  • заботится и сочувствует другим

  • знает разницу между мальчиками и девушками

  • может отличить фантазию от реальности

  • становится более независимым (например, можете пойти один, чтобы навестить соседей) [хотя контроль взрослого необходим]

  • иногда бывает очень требовательным, а иногда достаточно покладистым


В сфере речи и общения

  • речь четкая

  • может рассказать простую историю, используя целые предложения

  • в речевом высказывании появляется будущее время, например, «бабушка придет»

  • называет свое имя и адрес


В когнитивной сфере (обучение, мышление)

  • счет до 10 и более

  • рисунок человека состоит из 6-ти и более частей тела

  • может написать некоторые цифры и буквы

  • может копировать треугольники и другие геометрические фигуры

  • знает значение повседневных вещей, таких как деньги, еда


В области моторного и физического развития

  • стоит на одной ноге 10 секунд и больше

  • прыгает на одной ноге и может идти вприпрыжку

  • может производить опрокидывание через голову

  • ест с помощью ложки и вилки, а иногда и ножа

  • самостоятельно ходит в туалет

  • самостоятельно качается на качелях и лазает по вертикальным опорам вверх-вниз


Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
  • Не выражает большого разнообразия эмоций

  • Наблюдаются частые проявления крайностей в поведении (слишком много страхов, агрессии, застенчивости или печали)

  • Слишком уединенная и пассивная

  • Легко отвлекается, сложно концентрировать внимание более 5 минут

  • Не реагирует на людей или делает это только поверхностно

  • Не может отличить фантазию от реальности

  • Не играет в разные игры и не участвует в мероприятиях

  • Не может назвать свои имя и фамилию

  • Не верно использует или не использует совсем множество и прошедшее время

  • Не делится событиями прошедшего дня

  • Не рисует

  • Не может самостоятельно почистить зубы, вымыть и высушить руки или раздеться.

  • Утратил навыки, которые предварительно приобрел


Будьте здоровы!


Ваш педиатр

2 просмотра

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page