Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. При этом любой этап развития имеет временные ограничения, которые принято называть возрастной нормой. Темпы роста и быстрота многочисленных процессов в организме ребенка достаточно высоки. Каждый новый шаг в становлении здоровой личности является фундаментом для следующего.
Чтобы вовремя успеть заметить и откорректировать возможные отклонения, врачи и психологи используют термин «норма». Проверьте, насколько гармонично развитие Вашего ребенка с помощью представленных возрастных критериев.
То, как Ваш ребенок играет, учится, говорит и действует, дает нам важные сведения о том, как он развивается. Показатели развития – это то, что большинство детей может делать в определенном возрасте.
Этапы развития ребенка
2-х месячный ребенок
Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 3 месяца. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о том, чего добился малыш и о том, что он должен добиться.
Что делает ребенок в этом возрасте?
В социальной и эмоциональной сферах
улыбается людям
может самостоятельно успокоиться на короткое время (кладет пальцы себе в рот и сосет ручку)
пытается посмотреть на своих родителей
В сфере речи и общения
гулит (это звучит как ворканье или щебетание)
поворачивает голову на звук
В познавательной сфере (обучение, мышление)
заинтересован в лицах
начинает следить глазами и узнавать людей на расстоянии
начинает демонстрировать скуку, если действия не изменяются (крик, беспокойство)
В области моторного и физического развития
лежа на животе, может удерживать головку и пытаться отталкиваться
лежа на спинке, делает хаотические движения ручками и ножками
Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
Не реагирует на громкие звуки
Не следит глазами за движущимся предметом
Не улыбается людям
Не кладет руки себе в рот
Не может держать голову, когда пытается оттолкнуться, лежа на животе
4-х месячный ребенок
Отметьте показатели развития, которые вы можете видеть у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 5 месяцев. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.
Что делают дети в этом возрасте?
В социальной и эмоциональной сферах
улыбается спонтанно, особенно в присутствии других людей
любит играть с людьми и даже начинает плакать, когда игры закончены
копирует некоторые движения и мимику лица, например, улыбаясь или нахмурившись
В сфере речи и общения (обучение, мышление)
дает Вам понимание счастья или грусти
отвечает на проявление своей любви и привязанности
пытается самостоятельно найти игрушку
координирует руки и глаза, например, в игре может закрывать лицо руками
следит за тем, что двигается, переводя взгляд из стороны в сторону
внимательно смотрит на лицо
узнает знакомые предметы и людей издалека
В сфере моторного и физического развития
держит голову неподвижной, не нуждается в поддержке
отталкивается ногами, когда они оказываются на жесткой поверхности
может самостоятельно перевернуться с животика на спинку
может держать игрушку и трясти ею, ударять по висящим игрушкам
засовывает ручки в рот
лежа на животе может подняться на локтях
Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
Не следит взглядом за предметами
Не улыбается людям
Не может уверенно держать голову
Не лепечет
Не тянет вещи в рот
Не отталкивается ножками, когда они упираются в жесткую поверхность
С трудом вращает глазами по всем направлениям
6-ти месячный ребенок
Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 7 месяцев. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.
Что делают дети в этом возрасте?
В социальной и эмоциональной сферах
узнает знакомые лица и замечает, если кто-то неизвестен
любит играть с другими, особенно с родителями
отвечает на эмоции других людей и обычно демонстрирует радость и счастье
нравится смотреть в зеркало
В сфере речи и общения
копирует звуки
объединяет несколько громких, когда лепечет («а», «е», «о») и любит это делать с родителями
реагирует на свое имя
создает звуки, чтобы показать радость или недовольство
начинает произносить согласные звуки (бормочет звуки «м», «д» или «б»)
В когнитивной сфере (обучение, мышление)
тянет вещи в рот
переводит предметы из одной руки в другую
показывает обеспокоенность и пытается дотянуться до вещей, выходящих за пределы ее доступа
обозревает вещи вокруг себя
В области моторного и физического развития
переворачивается с животика на спинку и назад
начинает сидеть без поддержки со стороны взрослого
когда ставят на ножки, то опирается на них и может даже прыгать
качается назад и вперед, иногда ползет сначала назад, а затем вперед
Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
Не пытается ухватить вещи, которые находятся в пределах досягаемости
Не проявляет приверженности тем, кто заботится о ней
Не реагирует на окружающие звуки
Испытывает трудности с прикосновениями ко рту
Не произносит громкие звуки («a», «e», «o»)
Не переворачивается в любом направлении
Не смеется или не получает удовольствия от приятных для нее вещей
Выглядит жестким и с напряженными мышцами
Выглядит бессильным, вялым, бездейственным
9-ти месячный ребенок
Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 10 месяцев. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.
Что делает ребенок в этом возрасте?
В социальной и эмоциональной сферах:
может бояться незнакомых людей
может цепляться за знакомых взрослых
есть любимые игрушки
В области речи и общения
понимает слово «нет» или «нельзя»
произносит много разных звукосочетаний, таких как «ма-ма-ма-ма» и «да-да-да-да-да»
копирует звуки, которые произносят другие люди
указательный жест (использует указательный пальчик для указания на предмет)
В когнитивной сфере (обучение, мышление)
просматривает путь падения вещей
ищет взглядом то, что Вы прячете
может отыскать Ваше лицо, спрятанное за Вашими руками или салфеткой, играет в «ку-ку»
тянет вещи в рот
переводит предметы из одной руки в другую
берет О-образные вещи указательным и большим пальцем
В сфере моторного и физического развития
стоит, держась за опору
может самостоятельно садиться
уверенно сидит без поддержки
отталкивается, держась за опору, чтобы встать
ползает
Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
Не стоит с помощью опоры
Не садится без посторонней помощи
Не лепечет («мама», «баба», «папа»)
Не играет ни в какие игры, включая игру «я – теперь ты, теперь снова я, теперь снова ты»
Не отзывается на свое имя
Кажется, что не узнает знакомых людей
Не смотрите туда, куда вы показываете
Не перекладывает игрушки из одной руки в другую
Ребенку 1 год
Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, когда ему исполнился 1 год. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.
Что делает ребенок в этом возрасте?
В социальной и эмоциональной сферах:
действует со стеснительностью или нервничает в присутствии незнакомых людей
плачет, когда мама или папа уходят
выделяет любимые вещи и людей
проявляет страх в некоторых ситуациях
подает книгу, когда хочет услышать рассказ
повторяет звуки или действия, чтобы привлечь внимание
поднимает ручку или ножку, чтобы помочь взрослому себя одеть
прячется, играет в «ку-ку»
В сфере речи и общения
понимает, когда просят сделать что-то простое
использует простые жесты, такие как качание головой из стороны в сторону, чтобы сказать «нет» или машет ручкой, чтобы сказать «до свидания»
произносит звуки с изменениями интонации (имитируя взрослого)
произносит «мама», «папа» и возгласы типа «о-о»
пробует копировать слова
В когнитивной сфере (обучение, мышление)
совершает различные манипуляции с предметами (трясет, ударяет или бросает)
легко находит спрятанные предметы
реагирует взглядом на название предмета или его изображение
копирует жесты
начинает использовать вещи по назначению, например, пить из чашки, расчесывать волосы.
помещает вещи в емкость, вынимает их из нее
самостоятельно подает предметы
обращает внимание на предметы указательным жестом (показывает указательным пальчиком)
придерживается простых инструкций, таких как «подать, поставить игрушку»
В сфере моторного и физического развития
самостоятельно принимает сидячее положение по любым положениям без посторонней помощи
отталкивается, чтобы встать; ходит, держась за стены, мебель
может сделать несколько шагов без поддержки
может самостоятельно стоять
Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
Не ползает
Не стоит с поддержкой
Не ищет вещи, которые Вы прячете
Не говорит простых слов типа «мама» или «папа»
Не учитесь использовать жесты, такие как махание ручкой или кивание головой
Нет указательного жеста
Утратил навыки, которые предварительно приобрел
Ребенку 18 месяцев (1,5 года)
Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка до того, как ему исполнилось 18 месяцев. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.
Что делает ребенок в этом возрасте?
В социальной и эмоциональной сферах
любит отдавать вещи другому, как игра
могут появиться истерики
может бояться незнакомых людей
проявляет любовь к знакомым людям
игра содержит элементы простого подражания, например, кормление куклы
может придираться к знакомому человеку в новых ситуациях или в присутствии незнакомых людей
пользуется указательным жестом, чтобы показать другим людям что-нибудь интересное
исследует пространство самостоятельно, но в близком присутствии родителей
В сфере речи и общения
может называть отдельные слова
говорит слово «нет» и отрицательно качает головой
пользуется указательным жестом, чтобы показать взрослому, что она хочет
В когнитивной сфере (обучение, мышление)
знает значение общих вещей; например, телефон, кисточка, ложка
знает и показывает части тела по имени их взрослым
использует указательный жест, чтобы привлечь внимание взрослого
проявляет интерес к кукле или игрушечным животным с целью накормить
рисует «каляки-малыши»
может следовать одноступенчатым устным инструкциям, не сопровождающимся жестом; например, садится, когда слышит «садись»
В области моторного и физического развития
самостоятельно ходит
может тянуть на веревочке предметы, когда ходит
может подниматься по лестнице и бегать
помогает себя раздевать
самостоятельно пьет из чашки
ест с помощью ложки
Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
Не пользуется указательным жестом, чтобы показывать что-либо другим людям
Не ходит самостоятельно
Не знает для чего служат простые вещи (ложка, ручка)
Не подражает, не копирует других людей
Не появляются новые слова
Не произносит минимум 6-ти слов
Похоже, что ребенок не замечает или ему все равно, когда приходит или идет человек, заботящийся о нем (родители, воспитатель)
Утратил навыки, которые предварительно приобрел
Ребенку 2 года
Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, когда ему исполнилось 2 года. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.
Что делает ребенок в этом возрасте?
В социальной и эмоциональной сферах
копирует других людей, особенно знакомых взрослых и детей
переживает, когда рядом другие незнакомые дети
показывает, что становится все более независимым
демонстрирует непослушание (делает то, что сказали не делать и наоборот)
начинает включать других детей в свои игры, например, кормить кукол или бегать в догонялки, взаимодействовать с предметами
В сфере речи и общения
указывает на предметы и иллюстрации под их названием
знает части тела и имена знакомых людей
говорит фразами из 2-4-х слов
следует простым инструкциям
повторяет слова, которые слышала в любом разговоре
указывает на предметы, которые появляются в книге в процессе пролистывания страниц
В когнитивной сфере (обучение, мышление)
находит вещи, даже если они спрятаны под 2-3 листами бумаги, слоями ткани
начинает сортировать предметы по форме и цвету
дополняет фразы и рифмы рассказов, которые ей уже знакомы
в игре начинают появляться элементы воображения
строит башню из 4 и более блоков
использует проводящую руку чаще, чем другую
выполняет инструкции в 2 этапа, такие как «подними обувь и положи ее на место»
называет иллюстрации в книгах, такие как кошка, птица или собака
В области моторного и физического развития
может стоять на носочках
может ударить по мячу ногой
свободно бегает
заползает и сползает на / из низкой мебели без посторонней помощи
поднимается и опускается по лестнице, держась за перила
бросает мячик, заводя руку за голову
рисует или копирует прямые линии и круги
Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
Не использует простые фразы
Не знает, что делать с такими вещами как карандаш, телефон, мячик или ложка
Не подражает действиям или словам
Не следует простым инструкциям
Утратил навыки, которые предварительно приобрел
Ребенку 4 года
Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, когда ему исполнилось 4 года. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.
Что делает ребенок в этом возрасте?
В социальной и эмоциональной сферах
получает удовольствие от новых вещей, занятий, открытий
играет в «дочки-матери»
проявляет все больше фантазии в играх
любит играть с другими детьми больше, чем в одиночестве
умеет играть в команде, в сотрудничестве с другими
часто не может отличить вымысел от реальности
говорит о том, что ей нравится и что ее интересует
В сфере речи и общения
знает некоторые правила грамматики, например, правильное использование местоимений «он» и «она»
поет маленькие песенки и рассказывает короткие стишки наизусть
любит рассказывать истории
называет свое имя и фамилию
В когнитивной сфере (обучение, мышление)
называет некоторые цвета и цифры
понимает идею счета
начинает ориентироваться во времени
может вспомнить отрывки, части истории
понимает значение слов «одинаковые» и «разные»
рисует человека из 2-4 частей тела
умеет пользоваться ножницами
может скопировать некоторые прописные буквы
может играть в настольные игры
сообщает, что, по ее мнению, произойдет далее в книге
В области моторного и физического развития
прыгает и держится на одной ноге до 2-х секунд
количество «пойманных» мячей превышает количество «не пойманных»
наливает напитки, перемешивает, режет (в присутствии воспитателя или взрослого) пищу
Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
Не использует простые фразы (например, «Я пью молоко»)
Не знает, что делать с такими вещами как карандаш, телефон, мячик или ложка
Не подражает действиям или словам
Не следует простым инструкциям
Утратил навыки, которые предварительно приобрел
Ребенку 5 лет
Отметьте показатели развития, которые Вы можете видеть у своего ребенка, когда ему исполнилось 5 лет. При посещении врача, возьмите эту информацию и поговорите с педиатром о показателях, которых достиг малыш, и о том, какие из них он должен достичь.
Что делает ребенок в этом возрасте?
В социальной и эмоциональной сферах:
хочет угодить друзьям
хочет походить на друзей
более охотно соблюдает правила
любит двигаться, петь и танцевать
заботится и сочувствует другим
знает разницу между мальчиками и девушками
может отличить фантазию от реальности
становится более независимым (например, можете пойти один, чтобы навестить соседей) [хотя контроль взрослого необходим]
иногда бывает очень требовательным, а иногда достаточно покладистым
В сфере речи и общения
речь четкая
может рассказать простую историю, используя целые предложения
в речевом высказывании появляется будущее время, например, «бабушка придет»
называет свое имя и адрес
В когнитивной сфере (обучение, мышление)
счет до 10 и более
рисунок человека состоит из 6-ти и более частей тела
может написать некоторые цифры и буквы
может копировать треугольники и другие геометрические фигуры
знает значение повседневных вещей, таких как деньги, еда
В области моторного и физического развития
стоит на одной ноге 10 секунд и больше
прыгает на одной ноге и может идти вприпрыжку
может производить опрокидывание через голову
ест с помощью ложки и вилки, а иногда и ножа
самостоятельно ходит в туалет
самостоятельно качается на качелях и лазает по вертикальным опорам вверх-вниз
Действуйте вовремя и поговорите с врачом, если ваш ребенок:
Не выражает большого разнообразия эмоций
Наблюдаются частые проявления крайностей в поведении (слишком много страхов, агрессии, застенчивости или печали)
Слишком уединенная и пассивная
Легко отвлекается, сложно концентрировать внимание более 5 минут
Не реагирует на людей или делает это только поверхностно
Не может отличить фантазию от реальности
Не играет в разные игры и не участвует в мероприятиях
Не может назвать свои имя и фамилию
Не верно использует или не использует совсем множество и прошедшее время
Не делится событиями прошедшего дня
Не рисует
Не может самостоятельно почистить зубы, вымыть и высушить руки или раздеться.
Утратил навыки, которые предварительно приобрел
Будьте здоровы!
Ваш педиатр