top of page

Что такое методика Томатис Бессона

Методика Томатіса Бессона

Музыка влияет на наш мозг. Иногда по излюбленному жанру можно определить некоторые черты характера. Проведя множество исследований, ученые пришли к выводу, что музыку можно использовать в терапевтических целях. Так появилась биоакустическая коррекция (БАК) – Томатис терапия, которая в итоге помогает решить такие проблемы как задержка речи, задержка развития, аутизм, рассеянность внимания и т.д. Рассмотрим более подробно.


Рост расстройств аутистического спектра (РАС) привел к тому, что родители стали искать альтернативные способы вмешательства. Наиболее популярным и действенным способом на данный момент является музыкотерапия, способствующая общему развитию, то есть разным его формам: моторному, социально-эмоциональному, улучшению навыков общения.


Это уникальный метод, который с успехом используется уже в 75 странах. Метод Томатиса был впервые использован в 1958 году. Это высокотехнологичная система звуковых тренировок, направленная на активизацию мозговой деятельности в целях улучшения основных мозговых функций. Такой эффект достигается за счет двойного чередования частот, это мы рассмотрим дальше.


Французский отоларинголог и изобретатель Альфред Томатис Бессон известен своей аудио-психофонологией. Его открытие началось с попыток помочь профессиональным певцам в Ницце, основанное на идее, что слух является основной причиной множества проблем и болезней. Тогда-то и были разработаны тест на слушание, а затем и электронная ушная терапия. Первое "Электронное ухо" было представлено на выставке в Брюсселе и получило золотую медаль за научные исследования. В 60-е годы «Электронное ухо» уже использовалось в зависимости от проблематики клиента, а выход книги «ухо и речь» в 1963 году знакомит с его работами широкую публику.


Методика Томатис Бессона – система аудиотренировок, состоящая из шести курсов, которая улучшает восприятие информации на слух, а также ее обработку. Один сеанс для детей от четырех лет длится 2 часа, а перерывы между курсами называют «этапом усвоения».


Двухлетним детям рекомендуются сеансы по 30 минут, но их количество растет. За этот метод устранения нарушений в памяти, рассеянности внимания, проблем с языком и других расстройств следует поблагодарить А. Томатиса, который в середине ХХ века сделал открытие о том, что «голос может воспроизвести только то, что слышит ухо».


Метод Альфреда Томатиса пойдет на пользу детям с симптомом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), задержками развития, нарушениями аутистического спектра, нарушениями письменной речи, вестибулярного аппарата, заикания, алалии, сенсорной дезинтеграции; для улучшения памяти и внимания, письменной и устной речи, развития коммуникационных навыков. Данная методика поможет и обычному ребенку в развитии, обучении, общении. Противопоказана данная терапия при эпилепсии, простуде, острых формах любой болезни, серьезных отклонениях артериального давления от нормы.


Около 200 000 человек ежегодно проходят терапию по этому методу. Более 95% родителей подтвердили, что терапия действительно помогла их ребенку, а исследования показали значительные улучшения у пациентов.


Принцип сенсорной звуковой стимуляции, являющийся основой данного метода, продуцируется аппаратом «Электронное ухо» и специальными наушниками, воспроизводящими эффекты устройства. За фоновую основу были взяты Моцарт и григорианские песнопения из-за своего широкого частотного диапазона. На эту музыку накладывается так называемый эффект Томатиса – специальные стимулы для создания перцептивного звукового контраста. Проще говоря, эффект Томатиса – это внезапные переходы от низких частот к высоким. Такое чередование происходит не только на уровне уха, но и кости – в наушниках встроен костный вибратор, обеспечивающий подачу сигналов на черепные кости. Изменение частоты может происходить совершенно самопроизвольно. Именно процесс двойного чередования частот и лежит в основе метода Альфреда Томатиса. Такой «фитнесс для слуховой системы» очень полезен для мозговых центров, для ее переработки требуется включение зон, ранее минимально задействованных в работе. Благодаря этой терапии создаются новые нейронные связи, улучшается взаимодействие между клетками разных зон, а нейронная сеть учится в течение длительного периода концентрировать внимание на новой для нее информации. Обычно результаты начинают появляться уже во время первого курса, но у некоторых они появляются после него.


Перед прохождением курса ребенку проводится аудиометрическая диагностика, позволяющая настроить фильтры «электронного уха» индивидуально. Диагностику должен проводить специалист метода Томатис 4-го высшего уровня сертификации на специальном оборудовании.


Проводится диагностика в начале и конце курса, а во время первого еще и внутри. На ребенка поочередно надеваются два вида наушников: с воздушной и костной проводимостью. С помощью них определяются проблемные диапазоны частот и проводящее ухо. Чем точнее будет проведена диагностика, тем выше будет результат. Метод Томатиса ориентирован именно на устранение проблем слышимости частот и установку ведущей роли правого уха.


Во время занятия нельзя напрягаться или нервничать. Ребенок, например, может спать или рисовать. На каждом сеансе за ребёнком всегда следит один взрослый.


Если пациент заболел, то сеансы следует прервать. Если через два дня вылечиться не удалось, то курс придется начать сначала. Чтобы предотвратить болезнь, рекомендуется на время сеансов прекратить посещение любых кружков, дополнительных занятий и подобного.


Как вы могли заметить, терапия Томатис очень индивидуальна для каждого. Количество курсов, настройка оборудования, количество занятий и их продолжительность… Данная методика была разработана с учетом особенностей каждого человека и, на мой взгляд, в этом его огромный плюс.


Томатис могут использовать не только дети из РАС, он также подходит для более быстрого изучения иностранных языков. Подбирается специальная программа, содержащая запись частот нужного языка. Это помогает лучше понять его. На усвоенный ритм в результате легко накладываются словарный запас, грамматика, синтаксис. Также эта методика используется для развития вокальных и голосовых данных, решения проблем с ними.


Повышение обучающей способности – тоже одна из положительных сторон терапии.


Иногда из-за постоянного или разового сильного стресса наш мозг ставит «фильтры» и не пропускает сигналы, которые несут негатив человеку. Поэтому появляется тревожность, раздражительность, вспыльчивость, неуравновешенность, человек может впасть в депрессию. Томатис поможет и в такой ситуации. Благодаря ему нормализуется эмоциональный фон, улучшится самочувствие, а те же «фильтры» исчезнут, что приведет к улучшению настроения.


Что ж, можем заключить, что Томатис терапия – это универсальный способ «прокачать» свой мозг, помочь человеку с РАС и развить, улучшить нужные навыки. По этой методике могут заниматься не только дети, но и взрослые. Опять же курс для каждого будет индивидуальным, но все же общие правила есть и они были изложены выше.


Человеку, который болеет простудой или гриппом, нельзя заниматься по одной простой причине: эффекта не будет никакого. Это не повредит, но и пользы не принесет. Также радует то, что в мире сейчас уже более 2000 практикующих эту методику центров. Хорошие специалисты тоже есть, и это вдохновляет не меньше. Не зря Авиценна назвал музыку «неврачебным» методом лечения, а пифагорейцы с ее помощью изучали математику и успокаивали вспышки гнева.


Итак, учитывая вышесказанное, мы можем убедиться, что в большинстве случаев терапия Томатис оказывает положительное влияние на детей с аутизмом, задержкой развития, задержкой речи, дефицитом внимания с гиперактивностью.


Будьте здоровы!


Ваш педиатр

1 просмотр

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page