Развитие ребенка и его поведение тесно связаны между собой. С распространением знаний о взрослении человека все больше употребляется термин "нормальное развитие ребенка" и "атипичное развитие". Такое деление с медицинской точки зрения определяют при наблюдении педиатр и детский невролог.
Развитие ребенка происходит под постоянным влиянием взаимодействующих между собой факторов внешней среды. Он обеспечивает социальную и эмоциональную составляющие ее жизни и, как правило, включает развитие в четырех сферах:
моторики (подвижность ребенка, мелкая моторика);
языка и речевого общения;
социально-эмоциональное развитие;
умственное (когнитивное) развитие.
Типичное развитие характеризуется основными принципами, которые оценивает педиатр, наблюдая за ребенком. Если есть опасения, то проводятся стандартизированные скрининговые тесты и ребенок направляется к детскому неврологу. А если есть нарушения, то проводятся диагностические и лабораторные, метаболические, генетические тесты, а также консультации специалистов: детского психиатра, генетика, психолога.
Что же такое нормальное или типичное развитие?
Нормальное развитие ребенка соответствует определенным физиологическим стандартам, изменяющимся в зависимости от возраста. Однако в последнее время увеличивается количество детей с атипичным развитием. Частыми проблемами нарушения развития являются общая задержка развития, задержка речи и речи, дефицит внимания, аутизм, умственная отсталость, детский церебральный паралич, нарушения способности к обучению.
Проявления атипичного развития ребенка колеблются в разных пределах и зависят от возраста ребенка, наличия задержки моторики в раннем детстве и трудностями в обучении у школьников.
Регулярное наблюдение и периодический скрининг помогают педиатру и детскому неврологу выявить конкретные области, вызывающие беспокойство в отношении развития и поведения, и указывают на необходимость психологического, медицинского или лабораторного обследования.
По статистике последних лет увеличивается количество детей с атипичным развитием. Среди наиболее распространенных нарушений развития есть общая задержка развития, задержка речи, дефицит внимания, аутизм и многие другие. В этой статье мы поможем понять, что такое атипичное развитие и это влияет на жизнь ребенка.
Существуют следующие формы атипичного развития ребенка:
задержка развития – это значительное отставание в одной или нескольких областях развития по сравнению с нормально развивающимися детьми;
отклонение в развитии – это когда ребенок добился определенного результата, однако этот результат не входит в определенную последовательность развития;
диссоциация – когда одни навыки развития слишком высоки, а другие меньше развиваются;
регресс – когда навыки появляются, а затем теряются.
Проявления атипичного развития бывают разными. Они зависят от генетических факторов, а также возрастных. Например, у ребенка могут быть речевые нарушения, нарушения произношения также ребенок может иметь проблемы с социализацией. Также дети с проблемами развития могут ощущать дефицит внимания, быть гиперактивными или импульсивными. Не обязательно, что ребенок с задержкой развития будет иметь все перечисленные симптомы. Тем не менее, каждый из них является важным сигналом.
В процессе развития ребенка нужно быть очень внимательными, чтобы заметить отклонения и сразу обращаться к таким специалистам, как детский невролог, психолог. . Чем быстрее специалисты: коррекционный психолог, логопед-дефектолог, специалист по сенсорной интеграции, реабилитолог начнут работать с малышом, тем больше у них возможностей помочь.
Ваш педиатр